Театральная история о том, как появился этот блог.
Переехав 7 ноября 2015 года в Петербург, я случайно вклинилась в поток событий более высокого порядка, чем могла себе объяснить логически. Именно этот поток из маленьких чудес и больших совпадений окончательно подсадил меня на адмиралтейскую иглу северной столицы. Как будто сами собой, здесь случаются фатальные встречи, принимаются сложные решения, говорятся главные слова.
Как оказалось впоследствии, Стас знал о моём существовании лет шесть, я же узнала о нём за пару часов до Живой Библиотеки, а ещё через пару часов после мы уже искали смысл жизни в Пивораме на Белинского. Но впотьмах нашли только абсурдистскую афишу «Премьера. Носороги. 18+», растянутую на Театре Юных Зрителей. На спектакль решили идти незамедлительно, ну а смысл продолжить искать в месте более подходящем, например, в мудацком блоге, символично начинающемся с театра абсурда.
Пьеса «Носороги» относится к так называемому театру абсурда, когда за внешним нагромождением ирреальных сцен скрывается подчас сложное философское отношение к миру и к жизни, где все так же перемешано и порой абсурдно.
С кратким содержанием пьесы можно ознакомиться здесь, а с интервью одного из режиссёров — здесь.
С этой пьесой с самого начала были сложности. Во-первых, смущали билеты без мест. Во-вторых, премьеру отменили. По тем же билетам мы пришли на следующий день и, наконец, смогли подняться на сцену и увидеть театр наизнанку. В центре сцены был вырезан зрительный зал мест на 200. Он был обустроен на поворотном круге, со всех сторон окруженном белыми тканевыми стенами декораций. Почти весь интерьер и инвентарь спектакля уже находился в той или иной части сцены. Небогато, минималистично и черно-бело. Чьи-то фотки.
Позднее прочитав пьесу, я нашла несколько отступлений от текста, и первое случилось в самом начале: герои встречаются не на городской площади уютного французского городка, а в психушке. Вся прелесть театра абсурда заключается в том, что так делать можно, и может получиться даже ещё лучше. Игра актёров меня лично совсем не убедила. Гораздо интереснее было наблюдать за реакцией зрителей. Справа от меня девушка огненно и заразительно хохотала на тревожных сценах вроде растоптанной окровавленной кошки. Слева спал Стас. Я же подняла бровь дважды. Первый раз, когда в театре показали фильм — короткий ролик-пародию о пользе носорогов в обществе. Второй раз — когда всё-таки появился носорог. В Вишнёвом Саде актёры умело заставляют зрителя додумывать сад у себя в голове, но заставить зрителя додумать сцену превращения человека в носорога было бы несколько сложнее. Режиссёры решили не надеяться на бурную фантазию зрителя (или избежать слишком свободных трактовок). На сцене несколько раз появлялся суровый носорог-лошадка, управляемый изнутри двумя человеческими особями. Я считаю, что атмосферу носорожьего апокалипсиса передать вполне удалось. Закончилась пьеса, как и полагается, непонятно. Зрители терпеливо и сдержанно отхлопали все положенные выходы на бис. Я разбудила Стаса, чтобы он меня сфоткал с декорацией, и тяжело вздохнула про себя: «О чём же тут можно написать?»
Скажу, пожалуй, что Беранже, единственный устоявший перед носорожьим искушением человек, представляется мне потерянным, уставшим, лишенным любви маргиналом. По мере отдаления окружающие люди становятся в его глазах носорогами ровно настолько, насколько он их носорогами ощущает. В действительности же носорогов в пьесе нет вообще.
Возможно, это не самая удачная интерпретация пьесы, но она мне ближе и понятнее позиции «все носороги, а я д'Артаньян».
В общем, я бы посоветовала главному герою съездить в Питер. Может, здесь он встретит тех, кто вернёт ему веру в людей и в себя. А мы со Стасом отправляемся в Ленинградский зоопарк делать новый сюжет. Оставайтесь людьми :)